ДЕТИ СТАЛИ БОЛЬШЕ ПЛАКАТЬ И МЕНЬШЕ ГОВОРИТЬ
Для каждого
родителя свой ребенок — лучший. Однако объективный взгляд педагогов отмечает в
современных детях некоторые «странности» — от неумения завязывать шнурки даже в
начальной школе до уменьшения вопросов «почему?». По мнению воспитателей и
учителей, дети стали больше плакать и хуже говорить.
ОХ УЖ ЭТИ УЗЕЛКИ
«Мы проводили
занятие по русским народным куклам в третьем (!) классе, —рассказывает Мария
Соколова, директор творческой студии HandMadeMania. —Народные куколки делаются из лоскутов и ниток. Мастера
были шокированы тем, что почти каждый ребенок просил завязать ниточку на
узелок. Только один мальчик из класса сказал, что умеет завязывать шнурки
бантиком». Подобное видят и учителя. «Да, шнурки это сложно, сидят по 10 минут.
Есть дети, которые и в 6 классе с ними не справляются. Для младших школьников
трудны и другие простые операции — что-то починить, аккуратно сложить вещи» —
отмечает Ольга Парфенова, учитель начальных классов.
Частично проблему
«узелков» педагоги связывают с «липучками» на одежде и детской обуви, а также
отсутствием у родителей времени на занятия с детьми. Проблема эта глубже, чем
кажется — развитие мелкой моторики связано с развитием речи.
ВРЕМЯ МОЛЧУНОВ
«Стало очень много
ребят с нарушениями речи, с ЗПР (задержка психического развития.) У нас уже две
группы для детей с ЗПР и еще три для детей с другими проблемами. Группы эти
переполнены, их не хватает» — говорит Ирина Скрипичникова, воспитатель детского
сада с 28-летним стажем.
Другие педагоги
отмечают — у многих детей даже к начальной школе не развит фонематический слух,
слабый артикуляционный аппарат, проблемы с выговариванием звуков, маленький
словарный запас.
КУДА ДЕЛИСЬ «ПОЧЕМУЧКИ»
Ирина также
отмечает, что дети в последние годы стали терять естественную для них
любознательность. Если раньше воспитатели
уставали от
бесконечных «почему?» и «как?», то сегодня приходится специально
заинтересовывать детей, а тем все больше хочется «просто поиграть».
«ГЛУХОТА»
Ирина Ищук, учитель
начальных классов, добавляет еще одну проблему — трудности с концентрацией
внимания. «Многие дети не могут сосредоточиться даже на короткий промежуток
времени.
Кроме того, они
импульсивны: у них отсутствует самоконтроль, действуют, не задумываясь. Многие
родители жалуются нам: «Он меня не слышит! Я десять раз ему повторяю, прежде
чем он выполнит».
И МОРЕ СЛЕЗ…
Учитель Ольга
Парфенова обращает внимание и на психологический фон детей. По ее наблюдениям,
ребята по сравнению с предыдущими поколениями стали более конфликтными. «На
пустом месте, чуть что — драки, обзывания. Конструктивно решать проблемы могут
единицы. Очень много слез, просто так, требования внимания — говорит она. —
Многие дети при ответе на уроках слишком сильно нервничают, запутываются в
словах, нервно почесываются». При этом требовательность родителей к детям
повысилась, замечает педагог.
ОТКУДА ЧТО БЕРЕТСЯ
Причины изменений
детского развития стоит искать как в участившихся нарушениях во время
беременности, так и в банальной запущенности, убеждены педагоги. Сотрудники
детсадов отмечают: родители мало разговаривают с детьми, и те не видят
артикуляцию взрослых. Молодые родители редко используют детские потешки,
колыбельные, пальчиковые игры, редко разучивают с детьми стихи (только по
заданию воспитателя), мало читают детям.
Также раньше дети
грызли морковку, капустную кочерыжку. Теперь дети едят все мягкое — йогурты,
творожки, сосательные конфеты, мягкое печенье.
Падение
познавательного интереса связывают с большим информационным потоком. «Ребенок
проснулся утром, а у родителей уже телевизор работает. Едет с папой в детсад, а
в машине то радио «говорит», то разговор по телефону важный, а за окном
мелькают пестрые рекламы. Все это «попадает» в мозг. Ребенок с утра уже
уставший, перегруженный впечатлениями. И еще: детям даются сразу готовые ответы
в компьютерных играх, в интернете или телевизоре. А дети должны быть
исследователями, изучать мир через наблюдения, эксперименты», — говорит Ирина.
Воспитательница не
мирится с ситуацией и проводит беседы с родителями. Но помогает это не всегда.
«Как-то предложила родителям прочитать детям сказку "Журавль и цапля”. В итоге
родители посадили своих чад перед компьютером смотреть видео».
Мария Осорина,
кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ считает, что
современные родители подчас слишком увлекаются яркими, кричащими цветами — в
тонах обоев, постельного белья, в детской одежде детей. Это перевозбуждает их,
для особо чувствительных может быть даже вредным.
Татьяна Морозова