НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ...
• Соблюдать гигиену. Если с юных лет
приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы,
чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и
пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу.
Все любят иметь дело с опрятными людьми.
• Быть вежливым. Еще никогда употребление
слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило
вреда. Напротив, хорошие манеры и дoбpoжeлательнoe поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми,
украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.
• Извиняться. Важно не относиться к
ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за
любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил
кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок
должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому
сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с
души, когда чувствуешь свою неправоту.
• Соблюдать правила безопасности.
Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще
маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока не впечатаются в памяти:
не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться
электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.
• Уметь говорить «нет». Незнакомцу по
дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном
направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без
напоминания. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но
им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения
к своему личному времени.
• Уметь слушать. Это одно из важнейших
умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе
(проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях.
Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать
очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.
• Класть вещи на место. Приучая ребенка
убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из
школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.
• Знакомиться. Начиная с детского сада
можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть
вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам
интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы
дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.
• Не опаздывать. Непунктуальность – один
из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и
офисного работника, поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста
взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и
учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям
показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские
встречи или к врачу.
• Сосредотачиваться. Сейчас о неумении,
говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и современные дети, и
взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной
задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не
отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении
приниматься за другое.
• Читать. Читающему человеку никогда не будет скучно, литература поможет и с
кругозором, и с грамотностью. Поэтому, чем раньше в руках ребенка появятся
книги, тем интереснее и богаче будет его жизнь.
• Питаться правильно. Дети перенимают
пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую
пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети
и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки,
если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости,
сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок
рыбы.
• Уважать личное пространство. Некоторым
тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут
сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь
доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно
мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно
подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать
и трогать, а кого это может поначалу испугать.
• Выражать свои чувства. В стрессовых
ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда
случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей
говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства
поможет не закрываться и не держать переживания внутри.
• Задавать вопросы. В возрасте почемучек
необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять
любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю,
захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие
к окружающему миру.
• Уметь сострадать и сочувствовать.
Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа,
благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один.
Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться
ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут
складываться обстоятельства.
• Содержать вещи в порядке. Умение
организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу,
рассортировать свои творческие материалы здорово упрощает быт. Родители сами
могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до
того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь
по дому должна войти в привычку.
• Готовить еду. Дети, которые умеют
сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на
семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят
или неважно себя чувствует.
• Делать зарядку. Здорово, когда спорт с
детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и
бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам
зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на
дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.
• Выступать на публике. Как бы ни
противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные
четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных
выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих
случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи
посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для
Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и
настраивать детей на успех.
• Понимать природу денег. Первое
представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену
заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в
самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что
именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать
часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги,
дети понимали, как умело ими распоряжаться.
• Доводить дело до конца. Упорство и
нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное
детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит
встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню.
Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые
задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей
показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и
доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от
хорошо проделанной и завершенной работы.
• Делиться. Сейчас нередко говорят о том,
что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в
общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя
ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна
самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить
то, что у тебя есть, с другим человеком.
• Заботиться о близких. Видеть, что
кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете,
другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и
для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем
самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не
задумываясь о том, что получишь взамен.
___________________________________
Зайка Развивайка: