Береза
Издревле стройная
белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире,
нигде их не любят и не чтут так, как у нас на родине.
Так было во все
века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом.
Порой не только дуб, но и березу почитали наши предки как мировое древо. Это
представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне
стоит белая береза вниз ветвями, вверх кореньями»...
Нежная береза
всегда воплощала в себе женское начало, считалась покровительницей юных
девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к
тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.
И в Западной
Европе, в календаре друидов, жрецов-кельтов, характер и судьба человека
связывается с определенным деревом. Тем, кто родился под знаком березы,
предначертана счастливая доля. Ибо это человек гибкий, с мягким характером,
обладающий фантазией и интуицией. Умение творчески мыслить и претворять свою
мысль в жизнь, работоспособность» деликатность открывают перед ним все двери.
Любой весенний
праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын
день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома. Считалось, что дерево
«не обидится», если его срубить с любовью во имя такого большого праздника.
Во многих
российских губерниях на Семик — седьмой четверг после Пасхи — шли в лес,
сплетали венки, пели песни, выбирали и срубали самую стройную и зеленую
березку. Украсив ее лентами и лоскутками, «приглашали» красавицу на общий пир,
который готовили вскладчину. «Приносили яко жертвы пироги, и каши, и яичницы,
поклонялись березам, — писали уже в XVII в. новгородские священники в челобитной грамоте. — Песни
сатанинские поют, и в ладоши хлопают, и по-всякому бесятся».
Затем с песнями и
плясками несли лесную гостью в заранее избранный дом. До самой Троицы приходили
сюда ее навещать. А в воскресенье шумной процессией несли ее к реке и бросали в
воду. Этот обряд дожил до начала XX в.
Девушка, первой
севшая на Троицу в тени заветной березки, первой среди подруг и замуж выйдет.
Накануне Ивана
Купалы на рога коровам надевали венки из березовых веток, а у входа в хлев
втыкали березовые сучья, чтобы не позволить ведьмам навредить животным.
Обращались к березе
за помощью и при болезни. Стегни захворавшего легонько березовым прутом —
поможет лучше лекаря. А если вылить под дерево воду после купания больного
дитяти и сказать нужный заговор — болезнь перейдет на березу.
Хотя считалось, что
зналась береза и с нечистой силой, оттого она и называлась деревом духов,
русалочьим деревом. Уж больно любили на ее ветвях, клонившихся к воде, качаться
водяные девы.
Недавно при раскопках
вблизи Новгорода археологи нашли письма, написанные на бересте нашими пращурами
почти десять веков назад. А ведь береста — это кора березовая. Подобные же
послания, «прошения» к лешему, водяному писали на бересте древние славяне и
прикалывали к дереву. Они молили не обделить охотника дичью, вернуть
заблудившуюся скотину, охранить в лесу или на реке.
Нынче нет ничего
приятнее глазу и сердцу россиянина, чем березовая роща. Тут всегда светло и
радостно, словно в храме. В храме природы