Как говорить с ребенком о прочитанном
Как сделать так,
чтобы ребенок читал? Сел за книгу сам, без напоминания и принуждения. На
пятиминутках чтения, которые проходят у нас каждый день в классе, дети, которые
НЕ ЛЮБЯТ читать, делают все возможное, чтобы не читать. И на мои слова: «Как же
ты дома читаешь сам?» слышу в ответ: «Я читаю, только когда мама заставляет». К
сожалению, таких детей не мало.
Ребенок научился
читать… Что родители вкладывают в эти
слова?
Часто родители думают, что ребенок научился
читать, если он научился складывать буквы в слова. Но ведь годовалый малыш,
который только-только сделал свои первые два-три шага, еще не умеет ходить. Так
и ребенок, который научился соединять слоги, еще не умеет читать. Сам. Без
вашей помощи. Ребенок должен ПОНИМАТЬ прочитанное. Вот здесь сложнее.
Чтение – сложно
устроенное умение. Развивается оно постепенно, лет до пятнадцати, и степень его
сформированности определяется не только техникой, не только способностью
протараторить 130 слов в минуту, но и таким критерием как «понимание
прочитанного».
Собственно, чтение
возникает только там, где существует понимание. Родители, чаще всего, все свои силы и время направляют на то, чтобы
обучить ребенка буквам и «движению» по букварю. А вот способность к пониманию
почему-то не очень волнует. А если и волнует, то понимает ее обычно очень
плоско – как формальное усвоение текста.
Ребенок прочитал
сам сказку или рассказ. Какие вопросы задаются ему родителями?
– О ком эта сказка?
– Что случилось с
героем?
– Кто ему помогал?
– Как он обхитрил врага?
И наконец, ударное:
– В чем главная
идея этого произведения? Чему нас учит эта история
Эти вопросы я сама
задавала детям… Таким вопросам нас, учителей, учат в колледжах и университетах.
Задавая такой вопрос, меня всегда беспокоила мысль, что я требую от детей
ответа, который у МЕНЯ в голове. И
ребенок должен его угадать. Угадал — хорошо! Нет — будем гадать до тех пор,
пока ответ меня не устроит.
И спустя какое-то
время я поняла, что меня радует нетривиальный ответ детей. Например, в
последней Читательской конференции мне понравились слова Саши о сказке
«Царевна-лягушка», что завидовать нехорошо, потому что можно и самому попасть в
неприятную ситуацию потом. Именно это он
вынес из известной сказки.
Беседуя с ребенком
о книге, мы хотим узнать, какие впечатления он получил. Значит, нам нужны
«Я-переживания» и «Я-впечатления».
Здесь помогут другие вопросы: «Что ты услышал?
Что сказал ТЕБЕ писатель?». Ведь понимание прочитанного — всегда глубоко
интимное. Как часто книга, которая «зацепила» вас, оставляет совершенно
равнодушный след в душе ваших друзей и знакомых.
А следующий шаг –
умение объяснить, почему читателю (ребенку или взрослому) от этого больно или
почему это так сильно трогает. Не что хотел сказать писатель (писатель не
всегда сам это понимает, а иногда его желание сказать что-то противоречит тому,
что он действительно сказал), а что я — конкретный читатель, сумел вынести из
сказанного. Если вдруг я вынес «урок» или сформулировал «мораль» сказки, это
мое личное дело. Возможно, я смогу интересно об этом рассказать. Но такой
рассказ скажет обо мне самом не меньше, чем о книге или об авторе.
И в данном случае
разговор о книгах – в том числе с детьми – действительно оборачивается
разговором о личном. Такой разговор связан с уважением свободы читательского
восприятия и, в то же время, читательской ответственности.
И способность к такому пониманию нужно
воспитывать. С того самого момента, как мы начинаем читать малышу книги.
Конечно, с ним надо разговаривать о прочитанном. Только как?
Можно, например,
так:
– Не нравится мне этот Карабас-Барабас. Вот
ведь какой злой! И хитрый. Если бы он догнал Буратино… Представляешь, что было
бы?
– Мне так грустно
стало, когда Мышь и Крот обнаружили Ласточку. Они неправильно говорили о
Ласточке. Они ее не жалели. Если бы я нашла Ласточку, я бы не так о ней
говорила. – У меня настроение испортилось из-за этого Пиноккио. Смотри-ка,
опять соврал! И опять у него нос вырос. Слушай, а ты не знаешь никаких
мальчиков, которые неправду говорят? Что у них с носом? Вдруг тоже растет, как
ветка на дереве?
Подобные
«я-сообщения» (сообщения, в которых мы прямо говорим о своих переживаниях, о
своем настроении) побуждают ребенка согласиться с вами или не согласиться –
т.е. обнаружить свою позицию. Будет ли форма реакции лаконичной или
развернутой, зависит от разных причин.
Необязательно
делиться переживаниями от прочитанного сразу же.
Ребенок должен свои
впечатления от прочитанного «поварить» в себе, поносить их внутри. Поэтому
лучше возвращаться к разговору о прочитанном спустя некоторое время, например,
на следующий день: «А помнишь, мы читали про Петсона и Финдуса? Помнишь, как
нам было страшно (смешно, грустно)?.. А помнишь, кто помог Финдусу, когда он
потерялся? Может, и у нас дома водятся какие-нибудь мюклы, а мы их не
замечаем?» Разговор по «мотивам» прослушанного (прочитанного) важен в первую
очередь потому, что это «социализация» переживания. Чувство общего переживания
со взрослым, безусловно, возникает уже в момент чтения. А если потом оно еще и
воплощается в слове, лучшего способа развивать детское мышление не придумаешь.
Хочется добавить,
что когда взрослые и дети общаются друг с другом ради удовольствия, такое
обсуждение прочитанного происходит само собой.
Попробуйте,
уважаемые родители, попробуйте ТАК поговорить со своим ребенком о том, что он
читает, переносите «беседу с пристрастием»
в легкий и непринужденный разговор. Пользуйтесь сюжетом художественных
книг для того, чтобы обсудить жизненные ситуации, делайте героев произведений
близкими, перенося на них поступки окружающих. Это поможет ребенку слова
«умеет» читать превратить в «любит» читать. Ведь чтение — это не формальность,
а живой и жизненный процесс!