НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ ДЕТСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ
Существует мнение,
что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике
оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает.
Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество,
его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста.
Для того чтобы
тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть
написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши –
воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать
слово и закреплять его в памяти.
Если в доме создана
среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает
орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными
буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на
«четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в
этом могут несколько эффективных способов.
1.Чтение
Не существует
слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец
воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками
у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные
слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много
раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что
порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное
на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга
по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.
2.Решение кроссвордов
Начните с
кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы
картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать
в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и
подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.
3.Устные игры в слова
В дороге, в
очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ
скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр –
это:
• рифмы;
• слова (по подобию
игры в «города»);
• назови слово,
которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь
предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит
лягушку» или «Мяч мешает моряку».
4.Много общения
Родительская речь
для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в
семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или
«торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку,
аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.
– Мама, куда ложат
вилки?
– Вилки кладут в
верхний ящик стола.
Если вы
употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то
даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.
5.Словесные игры на бумаге
• змейка – запишите
как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается
на последнюю букву предыдущего;
• виселица или
«Поле чудес»;
• путаница –
составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление
множества маленьких слов из одного большого.
6.Развлечения с использованием букв
Вовлекайте слова и
буквы в совместные игры с детьми.
• рисуйте небольшие
комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи):
самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите
ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с
вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите
браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте
украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно
написать, например, на красивых морских камнях.
7. Мнемоническое запоминание правил
Дети не любят учить
правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает
облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания
зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:
• Не чудесно, не
прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
• Уж замуж
невтерпеж;
• Надеваю одежду,
одеваю Надежду;
• То, кое, либо,
нибудь – дефис не позабудь.
Расскажите детям об
этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не
казалось им скучным и сложным.
8.Словари
Орфографический
словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к
профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов,
которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:
• писать с ними
маленькие диктанты;
• составлять из них
кроссворд;
• записывать
особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди
ошибку» или «вставь пропущенную букву».
Упражнения по
списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены
детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с
родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где
чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами –
естественная и любимая часть жизни.
|