«Не хочу учиться,
хочу жениться!» Кто не знает слов шестнадцатилетнего Митрофанушки? В какой-то
мере женитьбу можно вполне рассматривать как отказ от учёбы в пользу общения.
Сейчас это противопоставление помолодело (акселерация всё же), и мы вспоминаем,
что именно общение – ведущая деятельность подростка. А 10 лет – уже ранний
подростковый возраст. Мнение родителей утрачивает былое влияние, акцент с учёбы
смещается в сторону значимой группы, которой являются сверстники.
Часть родителей, устав бороться, соглашается с
этим, тем более что СМИ пестрят массой примеров, как троечники добиваются в
жизни невероятных успехов за счёт своих коммуникационных способностей и умения
улаживать конфликты. Другая часть вместе с учителями продолжает напоминать про
ЕГЭ, запугивать армией и пресловутым дворником, в которого со временем
превратится любой неуч. А общение в этом случае выступает угрозой, отвлекающей
чадо от главного и мешающей сосредоточиться на важном. Эти тенденции
подтверждают и запросы родителей, приходящих на приём. Их тоже можно разделить
на эти две категории: ребёнок не учится или испытывает трудности в общении.
Я предлагаю отказаться от привычной
поляризации, рассмотрев и то, и другое с точки зрения взаимного влияния. И
начать не с подросткового возраста, а со смыслов и убеждений, которые мы
вкладываем в понятия «учёба» и «общение». Их мы транслируем детям не только
словами, обращёнными к ним, но и произнесёнными поверх их головы (то, что как
раз дети ловят на ура), а также собственным поведением и привычками. Поэтому,
что бы мы ни говорили, но, выходя в социум (а школа – это и есть полноценный
выход в социум), дети копируют наше поведение и наши ценности.
Ревизия
смыслов
Привычное родительское: «Школа должна давать
знания, развивать память, внимание, учить мыслительной деятельности». Хорошо бы
признать, что не только школа развивает произвольность и высшие психические
процессы… Критерием являются хорошие оценки, они также влияют на самооценку,
что позволяет ребёнку чувствовать себя уверенно и быть лидером. Только честно
ответьте: за оценками ребёнка точно не стоят ваши ожидания, что вам как
родителю поставят «пять», и ваше удовлетворение амбиций?
«Учёба – это обязанность, так же, как и работа
у родителей, исполнение долга». Ага, сами подумайте: стоит 11 лет надрываться,
выполняя долг, чтобы потом всю оставшуюся жизнь тянуть лямку/упахиваться до
седьмого пота/постоянно ходить с кислой миной и жаловаться, что работа достала
до печёнок, и непонятно перед кем долг и когда конец оплаты?
«Твоя хорошая учёба – это инвестиции в
будущее!» Только будущее меняется с такой скоростью, что неизвестно, пригодится
ли эта хорошая учёба, в отличие от умения мыслить, находить и обрабатывать
информацию.
«Будешь плохо учиться – никому не будешь
нужен, с тобой будет неинтересно!» В этом случае родители как раз объединяют
учение и общение и применяют весь дар убеждения, а ребёнок, борясь за власть и
чувствуя фальшь этого объединения, «забивает» на учёбу и заводит обширную
компанию, доказывая родителям несостоятельность их убеждений.
Если задуматься…
Часто в вышесказанном теряется главное. Да,
дети идут в школу учиться, а учение – это радость познания, удовольствие от
мыслительной деятельности, умение открывать новое и интересное, в последующем –
воплощать это в жизнь. То есть, если смотреть шире, умение самостоятельно
получать знания, выделять главное, систематизировать, ставить цели, находить
решения. Причём иногда не одному, а в команде, уметь просить помощь зала для
решения (здесь общение и пригодится).
Попробуйте посмотреть с этого ракурса и
согласиться, что именно этому и стоит учиться. Считается, что уже в начальных
классах школьник должен, сообразно возрасту, самостоятельно добывать новые
знания, организовывать процесс самоконтроля, а также получать навыки общения и
сотрудничества. Обратите внимание: опять учёба и общение объединены! И если
младшеклассник уже смог это освоить, то никакой подростковый возраст не будет
угрожающе противопоставлять эти две важные для жизни вещи. Увы, не каждая школа
такому учит. И потому наша задача – самим привести ребёнка к этому.
Родитель –
проводник
Ученик начальной школы только учится думать
(иногда медленно и не всегда логически), и этот процесс нельзя подвергать
критике. Это позволит дойти до сути и порадоваться тому, что смог, получилось,
ай да я! Человеку важно чувствовать себя достигающим. Впоследствии приёмы
самоорганизации, поиска решения он может распространить на что-то другое.
Умственная деятельность должна быть в меру трудной, так как слишком лёгкая не
развивает, а слишком сложная отпугивает.
Дайте возможность ребёнку думать
самостоятельно, а там, где он запутывается и останавливается, предлагайте
совместные варианты мозгового штурма. Если и вы чего-то не знаете – смело
признавайтесь, предложите сыну или дочке пофантазировать (воображение –
отличный навык будущего конструирования), при этом каждый самостоятельно, а потом
вместе попробуйте найти информацию, которая приведёт к решению. Но не делайте
этого за ребёнка!
Для объединения учения и общения в школе
вводится проектная деятельность – это и познавательно, и интересно, и
обязанности надо между собой распределить, суметь договориться, – да только не
везде это реализуется. Но кто вам мешает придумать для ребёнка вместе с
одноклассниками это дома? День физики, опыты по химии, кулинарный мастер-класс
или театральное действо. И ничего, что кулинарный мастер-класс или театральное
действо – не учёба. А поиск информации по блюдам, а вычислить объёмы
приготавливаемого, а рассчитать время? Кстати, история театрального костюма,
составление и написание сценария, выделение главной мысли из произведения –
смотрите, сколько здесь про сбор информации, её организацию, умение ею
воспользоваться. Напишите и оформите вместе с ребёнком приглашения (тренировка
письма и оформительских навыков – может быть, будущий дизайнер?), пусть раздаст
одноклассникам. На этом проекте будьте всего лишь медиатором, помощником и
наблюдателем. Вы можете вместе с ребятами обсудить, что и кому лучше удалось,
за счёт каких качеств, фокусируя их внимание на разных способах достижения
(помните про внимание?). Не давайте оценок и критики, учитесь слушать других,
таким образом формируя у детей навыки общения.