ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным
к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у
первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень
важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться,
пока она вырастет подобно снежному кому.
Причины школьной дезадаптации
Причины школьной
дезадаптации могут быть различными.
1. Недостаточная
подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со
школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру,
он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с
заданиями.
2. Нехватка навыков
по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не
выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
3. Неприспособленность
к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей
либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
4. Социальная
дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Чтобы вовремя
обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением
ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное
поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие
школьники рассказывают им о событиях в школе.
Признаки школьной дезадаптации
Признаки школьной
дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут
не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут
наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и
слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».
Физиологический
уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение
работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе,
нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны
энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания
пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания,
заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
Познавательный
уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он
может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в
принципе.
Эмоциональный
уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может
наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе
обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок
сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом
крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся
преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в
нарушение поведения.
Поведенческий
уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и
неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил,
неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в
зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному.
Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и
неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить
учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.
Помимо оценки
общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть
частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными
занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот,
при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание
как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.
Наиболее точно
диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист.
Обычно это входит в обязанности школьного психолога, но если обследование не
проведено, то родителям имеет смысл при наличии нескольких тревожащих симптомов
обратиться к специалисту по собственной инициативе.
Главное помните,
лучше провести профилактику, чем потом решать проблему. Водите ребенка на курсы
подготовки к школе, и все у вас будет замечательно.
|