УБЕЖДАЕМ РЕБЁНКА СЛУШАТЬСЯ БЕЗ СЛЁЗ И КАПРИЗОВ
Семь полезных
способов
В воспитании детей
нет абсолютных решений. У каждого ребенка свой характер и мамам приходится
проявлять креативность в попытках убедить его, что надо сделать так, как
говорит мама. Чтобы повысить эффективность общения со своими детьми, предлагаем
воспользоваться рядом простых техник.
1. Превратите «Не делай так» в «Сделай так»
Не убегай! Не
кусайся! – говорим мы, а ребенок продолжает делать, что делал. Предложите
ребенку вариант действия, который вам по душе.
Пример:
Не таскай печенье
из коробки! — Возьми яблоко или помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол, и мы
вместе попьем чай с печеньем.
Не разговаривай с
набитым ртом! — Скажи, когда прожуешь. Тогда я смогу понять, что ты мне хочешь
сказать.
В некоторых случаях
можно бросить ребенку вызов «Докажи, что я не права» — «Спорим, я оденусь
быстрее, чем ты».
2. Превратите «Прекрати» в «Продолжай»
Воспользуйтесь этой
техникой, если вам не приходит в голову альтернатива действиям ребенка.
Пример:
Прекрати кусаться!
— У тебя чешутся зубки? Хочется кусаться? Вот тебе морковка. Кусай ее.
Перестань рисовать
на стенах! — Вот тебе лист бумаги, рисуй здесь.
3. Предлагайте действенный выбор
Есть такие моменты,
когда вы уверены, что ребенок скажет «нет»? Пpeдocтавляйте выбор: таким образом вы даете ребёнку ощущение сопричастности,
и понимание, что его желания и потребности уважаются и учитываются.
Пример:
Надо одеться. — Ты
сегодня сам(-а) выберешь, что надеть, или мне выбрать?
Время обедать.
Садись за стол. — Ты сегодня сядешь рядом со мной или с папой?
Пора ложиться
спать. — Какую тебе сказку почитать перед сном – про Красную Шапочку или Трех
Поросят?
4. Получите согласие
Повседневную рутину
в виде мытья посуды, похода в магазин и т.п. выполнять гораздо легче, если
сфокусироваться на позитивных результатах от этих действий. Мытье посуды
сделает нашу кухню чистой и опрятной, после похода в магазин в доме появится
еда. Также и с детьми – если ребенок будет понимать, что даст ему данное
действие, он выполнит его с большим интересом.
Пример:
Убери игрушки. —
Убери с пола игрушки, и мы сможем потанцевать вместе.
Сделай уроки! —
Если быстро справишься с уроками, сможешь с друзьями пойти покататься на
роликах/пойти поесть мороженое/сходим в кино и т.п.
5. Опуститесь на их уровень
В ситуациях, когда
ребенок вас игнорирует, опуститесь на его уровень – так, чтобы ваши лица
находились на одном уровне, присядьте или возьмите на руки. Тем самым вы
продемонстрируете ребенку свою готовность войти в его мир.
Пример:
Ребенок сидит за
столом, но не ест, а играется с едой. Вы готовите ужин, периодически напоминая
ему, что сидеть нужно ровно, что есть следует ложкой/вилкой и т.п. Ребенок вас игнорирует.
Сев рядом с ним, вы заметите, что он поглощен своей игрой и возможно вас просто
не слышит. Сядьте рядом, установите зрительный контакт и объясните, что еду
надо есть ложкой.
6. Подвиньтесь
Если вы находитесь
лицом к лицу с кем-то, это может трактоваться либо как тесная связь, либо
конфронтация. Если же вы находитесь бок о бок, то такая ситуация
интерпретируется как равноправные отношения. Если вы почувствовали ситуацию
противостояния с ребенком, подвиньтесь и займите боковую позицию, разорвав зрительный
контакт.
7. Присоединитесь к его деятельности
Ребенок поглощен
своей деятельностью, а вам надо ему что-то сказать. Опуститесь на его уровень и
подвиньтесь, проявите интерес, к тому, чем он увлечен. Прочувствуйте ситуацию,
прокомментируйте, включитесь в его деятельность. Такие регулярные «включения» —
прекрасный способ развивать ваши отношения.
Пример:
Вы зовете ребенка
ужинать. Он вас игнорирует, повторяя «Сейчас». Посмотрите, чем заняты сын или
дочь, помогите закончить ими начатое. Будь-то укладывание
кукол или парковка машинного парка.
Испробовав методы
на практике, вы научитесь применять их в комплексе. В их применении будьте
последовательны и не забывайте подкреплять слова делом. Помните о соответствии,
чтобы ваши посылы детям были однозначны.
Примеры:
«Суп едят вот так…»
и несете ложку с супом себе в рот. «Говори со мной нормальным тоном»
произносите действительно «нормальным» тоном, а не повышенным.
Обязательно хвалите
своих детей. Но делайте это эффективно. Не просто «Молодец!». Подмечайте, как
действия ребенка приводят к хорошим результатам и какие его качества при этом
были задействованы. Ребенок убрал свои игрушки? Скажите: Какая чистая комната (результат).
Ты все свои игрушки сложил (действие). Молодчина! (качество). Только в такой
последовательности малыш поймет, за что вы его похвалили.
___________________________________
Зайка Развивайка: vk.com/zaykinaskazka