«Что мне с ним
делать? Стоит отойти, и он уже вместо уроков не пойми чем занимается». «Учителя
жалуются на неё. Урок идёт сам по себе, она сама по себе. Не шумит, нет – в
облаках витает». «Во время уроков постоянно отвлекается. В книгу смотрит и на
ровном месте ошибки лепит»… Такие жалобы чаще всего слышишь от родителей детей
с проблемой концентрации внимания. И это не обязательно признак
гиперактивности. Просто дети почему-то совсем не могут долго концентрироваться
на задании. В чём причины подобного поведения и что можно сделать?
Сложность
переключения
Иногда сложно быстро переключиться с одной
деятельности на другую. Например, ребёнок играл, и пора делать уроки. И он уже
их делает, но все мысли – об оставленной игре.
Что
делать?
Придумать ритуал перехода. Например, три раза
обойти вокруг стула и попасть из страны Играндии в страну Урочию. Для более
старших детей ритуалом может быть расчистка стола для уроков или чашка чая,
которая наливается и ставится рядом. Это может быть и набор упражнений для
настройки органов восприятия.
Нежелание
делать уроки и как следствие – мысли о другом
Причём мысли не всегда осознанные. Если бы
ребёнок мог чётко выразить то, что с ним происходит, вероятно, это звучало бы
так: «Я совсем не хочу делать сейчас уроки, лучше поиграть (посмотреть мультик,
залезть в компьютер и т. д.), но родители правы, их нужно сделать, поэтому я,
конечно, сяду и буду делать, но как же не хочется…» И вот сидит перед нами
человек с мозгом, который получает диаметрально противоположные сигналы. С
одной стороны – « Включись и делай», а с другой – « Лучше бы ты чем-то
интересным занялся».
Что делать?
Поскольку главный отвлекающий фактор – желание
заняться чем-то интересным, попробуем вернуть это состояние в процесс
приготовления уроков. Например, устроить соревнование с самим собой. Задание по
предмету разбивается на несколько мелких задач и определяется время. Можно даже
поспорить, чтобы повысить уровень азарта. Родитель подстрекает: «Я думаю, ты
решишь этот пример за 10 минут». Ребёнок называет своё время. Дальше ставятся
часы с внятным обозначением минут, и время пошло. И так с каждым примером или
заданием. Можно придумать какой-нибудь символический приз. Например, за три
сделанных досрочно задания можно на 10 минут больше поиграть в игру, или мама
(папа) сделает 5 приседаний, а если ребёнок не уложился – он делает 5
приседаний.
Утомляемость
В процессе внимания задействованы различные
органы восприятия. С помощью глаз картинка передаётся в головной мозг и
начинается процесс распознавания, анализа информации и т. д. С помощью ушей мы слышим то, что говорится
вовне, но и слышим сами себя при чтении про себя. Тело держит позу, передаёт
сигналы от головного мозга к спинному, к рукам, которые пишут. Любой из этих
органов может утомиться. Чем младше школьник, тем меньше период времени, в
течение которого он может быть сконцентрирован. В первом классе это 10–15 минут
максимум. Но и старшеклассник через полчаса работы начнёт отключаться.
Что делать?
Устраивать школьнику какую-нибудь небольшую
перемену через каждые 15–20 минут. В это время обязательно нужно какое-нибудь
движение. На сайте нашего журнала www.za-partoi.ru можно найти упражнения «Гимнастики мозга» и «Свободные
движения», которые полезно проделать во время такого небольшого перерыва. Среди
них можно подобрать упражнения на те органы, которые явно быстро устают у
вашего ребёнка. Но и просто пойти на кухню попить, пару раз пнуть мячик или
порастягиваться во все стороны, помассировать глаза и затылочные бугры (эта
зона запускает кровоток к глазам, и они начинают лучше видеть) тоже
замечательно. За счёт этой перемены снимается утомление, и ученик может какое-то
время снова работать.
Пассивный
протест
Очень часто родители сами не замечают, как
много они решают за ребёнка. Когда садиться делать уроки, что делать сначала, а
что потом, как и что должно быть сделано и написано. И тогда у ребёнка исчезает
собственная ответственность за уроки. Ведь всё решают родители. К тому же
накапливается раздражение и протест против постоянного игнорирования мнения
самого ребёнка. Да, безусловно, большинство взрослых распределяют всё это
довольно разумно и логично, опираясь на свой жизненный опыт. Только вот у
ребёнка свой личный опыт при этом не накапливается, к сожалению. А желание
перестать быть послушным роботом растёт. И тогда он вроде бы подчинился и сел –
только вот ничего не делает или делает кое-как.
Что
делать?
Спрашивать ребёнка. Какие у него планы на
уроки? С чего он предпочитает начать? Нужна ли ему ваша помощь и в чём
конкретно? И быть готовым к тому, что поначалу его планы будут весьма
нереалистичны и звучать примерно так: «Играть и вечером за час всё сделать». И
было бы здорово набраться терпения и дать ему реализовать этот план. Скорее
всего, поначалу он с треском провалится. Тогда не стоит радостно потирать руки,
приговаривая: «А я говорила, сам ничего не можешь!» Лучше спокойно обсудить, в
чём этот план был хорош, а в чём не очень, и помочь придумать и реализовать
более реалистичные шаги. Через какое-то время ребёнок почувствует, что у него
получается и он решает что-то сам – а это автоматически повысит уровень
внимания, ведь он занимается делом, которое сам выбрал.
Если школьник постоянно теряет внимание в
классе, то, скорее всего, происходит один из четырёх вариантов. Поэтому
бесполезно просто говорить: «Будь внимательным». Если дело в скуке –
попробовать найти, что может быть интересным в этом предмете или что может
замотивировать (например, определённое количество хороших оценок или отсутствие
замечаний в дневнике – поход в кино, встреча с друзьями и т. д.). Если дело в
протесте – нужно понять, что происходит между ребёнком и учителем. Постараться наладить
между ними диалог и контакт. А если повышенная утомляемость, то те же
упражнения можно делать и во время урока. Учителя обычно
не против.