РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1. ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные -
гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на
другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой
травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время
хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой! Что он там делает? Рябчиков
щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные
выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний
оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк
может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ЖМУРКИ
Одному из играющих - жмурке - завязывают глаза, отводят
его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя,
затем спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь? На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их
ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо
предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув:
«Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не
может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы
или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать,
проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по
имени, не снимая повязки.
3. У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в
лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до
сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из
берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то
поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры. Медведь выходит из
берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от
поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
4. ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА
Дети выбирают водящего считалкой:
Я куплю себе дуду
И на улицу пойду!
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены
рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50 - 60
см, диаметром 2 - 3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой
траве.
Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:
«Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет».
После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко
называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит:
«Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей.
Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок,
которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со
словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» - и постучать по стене. Затем
бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться.
Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.
Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся.
Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться.
Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле
палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое,
пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.
Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли.
Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к
палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет по
имени того, кого выручает)» - стучит ею по стене. Затем палочку бросает как
можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.
5. ФИЛИН И ПТАШКИ
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех
птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка,
воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а
играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в
игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает
крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять
место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать,
что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Правила
игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в
гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.